"МЕЗОЕВРАЗИЯ ИНТЕРТРАДИЦИОНАЛ"
Форум портала геополитики, этнологии и философии
МЕТАПОЛИТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ "МЕЗОЕВРАЗИЯ ИНТЕРТРАДИЦИОНАЛ" :
MESOEURASIA INTERTRADITIONALE METAPOLITICAL ASSOCIATION






 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Метаполитическая Асоциация "Мезоевразия Интертрадиционал" — основана в 2011 г. коллективом единомышленников-интертрадиционалистов путем трансформации международного объединения "Thule-Sarmatia" (1989-2011).
Метаполитическая Асоциация "Мезоевразия Интертрадиционал" — независимая исследовательская и консалтинговая группа, целью которой является исследование философии, истории, геополитики, политологии, этнологии, религиоведения, искусства и литературы на принципах философии традиционализма. Исследования осуществляются в границах закона, базируясь на принципах свободы слова, плюрализма мнений, права на свободный доступ к информации и на научной методологии. Сайт не размещает материалы пропаганды национальной или социальной вражды, экстремизма, радикализма, тоталитаризма, призывов к нарушению действующего законодательства. Все материалы представляются на дискуссионной основе.
Метаполітична Асоціація "Мезоєвразія Інтертрадиціонал" — незалежна дослідницька та консалтингова група, що ставить на меті студії філософії, історії, геополітики, політології, етнології, релігієзнавства, мистецтва й літератури на базі філософії традиціоналізму. Дослідження здійснюються в рамках закону, базуючись на принципах свободи слова, плюралізму, права на вільний доступ до інформації та на науковій методології. Сайт не містить пропаганди національної чи суспільної ворожнечі, екстремізму, радикалізму, тоталітаризму, порушення діючого законодавства. Всі матеріали публікуються на дискусійній основі.
Приоритетным заданием МА "Мезоевразия Интертрадиционал" является этнополитическое просвещение, цель которого — содействовать развитию демократии, построению действительного гражданского общества, расширению участия сознательных граждан в общественной и этнополитической жизни, углублению взаимопонимания между народами, культурами, религиями и цивилизациями.
Мы искренне рады нашему общению с Вами посредством наших форума и сайта. Мы надеемся на наше с Вами плодотворное сотрудничество, построенное на обратной связи. С нами сотрудничают известные журналисты, фоторепортеры, политобозреватели, научно-исследовательские и социологические центры, правительственные, общественные и религиозные организации как в Украине, так и за рубежом. В ряде стран мира открыты корреспондентские пункты.

АвторСообщение
Админ




Сообщение: 243
Зарегистрирован: 20.10.09
Откуда: Украина, Ивано-Франковск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.09 22:14. Заголовок: ФАШИЗМ


Олладий Тудаев
Теория фашизма у Андрэ Горца


В своей знаменитой книге "Audieux au Proletariat. Au dеlа du Socialisme" (Прощание с пролетариатом. По ту сторону социализма), увидевшей свет в 1980 году, придерживающийся левых взглядов известный французский социолог Андрэ Горц не занимается проблематикой фашизма как таковой. Он задаётся вопросом: а может ли пролетариат быть революционным вообще, и что мешает ему, если он может? В ходе развития основной мысли этой книги, Горц рассматривает многие ловушки на пути мессианского проекта, взваленного на плечи рабочего класса его же благожелателями. Ловушек оказывается немало, это и религиозность самого понятия "пролетариат", корни которого Горц усматривает ещё в гегельянстве, и научно-технический прогресс, превративший силу рабочих-специалистов в беспомощность "занятых" "прекарно". Разумеется, он не проходит мимо феномена такого массового революционного движения как фашизм, обещающего рабочему классу избавление от напастей капиталистического общества. Экскурс о фашизме в контексте автономии достаточно интересен, чтобы заняться его рассмотрением более подробно.

Теория Горца довольно далека от упрощённых марксистских объяснений, мол, фашизм был и является изобретением крупного капитала с целью отвлечения широких масс от нарастающего экономического кризиса, опиравшегося на реакционный бунт средних классов, опасавшихся пролетаризации. Фашистская идеология выражает довольно сложный комплекс надежд, потребностей и разочарований, источником которых является система власти в индустриальном обществе. Глубина теории позволяет поставить её в один ряд с психо-сексуальной теорией Вильгельма Райха, только на макро-социологическом уровне. Темы фашистской идеологии присутствуют в том или ином виде во всех слоях капиталистического общества, по замечанию самого Горца, даже в речах коммунистических лидеров Франции. Параллели к российскому обществу, да и к российским коммунистическим лидерам, думаю, сможет провести каждый читатель, добравшись до конца статьи.

Чтобы подобраться к самому феномену фашизма, Горц предлагает начать издалека, с понятий личной и функциональной власти. Первая основывается на преимуществе в личных знаниях, способностях, в частности в способности к убеждению, в харизме. Вторая же - лишь позицией и функцией в системе общественных институций. Так, например, специалист располагает властью над необученными рабочими, обладающий знаниями - над незнающими. Исторический анархо-синдикализм, рассматриваемый у Горца как движение элиты рабочих специалистов, уверенных в своей способности управлять предприятием без шефа, привилегированное положение которого обуславливалось вовсе не его умениями, а обладанием капиталом, выражает как раз конфликт личной формы власти со второй, функциональной. Однако, синдикалисты всегда могли договориться с предпринимателями, искренне заинтересованными в новшествах и в качественной работе. Горц говорит здесь о "героической эпохе капитализма", о самых началах предпринимательства, когда дело было связано с риском, с открытиями, когда, например, герр Сименс ещё работал на своём заводике сам, издумывая и пытаясь реализовать в производстве новые идеи. Цели такого предприятия вполне могли быть приняты рабочим персоналом, подкреплённые живым авторитетом предпринимателя. Но такая власть подразумевает и личную ответственность за все принятые решения, принимающий решения от своего имени может быть любим или ненавидим в коллективе, в зависимости от того, сможет ли он "заразить" коллектив. Спрятаться за внешними неблагоприятными обстоятельствами и чужой волей он больше не может. Его власть субъективна, именно поэтому подчинённые могут сомневаться в нём и бороться именно с ним. Личная власть означает непосредственный конфликт на личном уровне. Перед нами встаёт проблема легитимации власти. Либерализм, как известно, обещает доступ к руководящим постам только самым способным. "Что сделал - такова и твоя ценность", говорит либерализм, "Завтра найдётся ещё более способный, который потеснит тебя. Отношения власти подвижны и справедливы. Никто не может удерживаться от успеха успехами своих предшественников". Но нет такой власти, которая не желала бы утвердиться и перейти в форму привилегии. Количество властных позиций в конкретном обществе всегда ограниченно, занимая такую позицию, мы удерживаем других от обладания ей. Практически во втором-третьем поколении предпринимательства власть (в этом случае на предприятии, и связанная с этим общественная власть) переставала быть действительно личным качеством. Она становилась атрибутом взаимозаменяемых управленцев, которые как раз сидели в шефском кресле. Постепенно, на смену этому типу предприятий приходит другой, стоящий на более стабильной основе, который нельзя больше так легко расшатать. Эта основа - анонимность и личное бессилие. Капиталист был заменён акционерным обществом, предприниматель - банком, владелец - капиталом и его менеджерами. В политическом смысле возникло то, что американцы называют Machine, а британцы Establishment, где власть институционализировалась и прилепляется к обладателям постов, от личных качеств которых уже ничего не зависит. Машина работает стабильно, не подвергаясь влиянию отдельных индивидов у рычагов управления. Политический аппарат гарантирует власть над населением, не разрешая личностям играть во власти большую роль.

Итак, власть более не создаётся лично, а получается при занятии определённой властной позиции. Не люди обладают властью, а власть обладает людьми, утверждает Горц. Искатели приключений, покорители, открыватели, настоящие предприниматели больше не востребованы, успешен тот, кто в своей карьере освоил то качества, которых ожидает от него его место. Важное место занимает в такой системе бюрократ. Он охраняет государственную власть или власть на предприятии, в действительности ей не обладая. Он действует согласно предписаниям и заботится, таким образом, о функционировании аппарата в целом. Бюрократическая власть не-субъективна, бюрократы - исполнители и служители, как винтики в механизме, отказываются от личной власти и ответственности. Они вполне честно могут сказать, что делают не то, что хотят, а выполняют приказы. Однако, конечный личностный источник этих приказов найти невозможно, который сказал бы: "Это мои приказы". Хотя общество остаётся классовым, отдельные личности правящего класса не правят и даже бессильны.

"Твои освободители убеждают тебя в том, что твои угнетатели - это кайзер Вильгельм, царь Николай, папа Григорий XXVIII, Морган, Круп и Форд. А кто твои освободители? Муссолини, Наполеон, Гитлер и Сталин".
В. Райх, Посмотри на себя, маленький человек! М. 1997

Как уже было сказано, субъект власти отсутствует, именно поэтому массы начинают требовать некоего суверена, которого они могли бы призвать к ответу в случае недовольства (они, например, атакуют или хвалят лично Буша в США или лично Путина в России соответственно). Массы ждут спасения от реального суверена и его реальных поступков. Тоска по решительному суверену не является специфичной только для среднего класса. Когда массы не обладают теоретическим и практическим инструментарием, чтобы подвергнуть сомнению и деконструкции институты власти вообще, они ищут прибежища в личной власти. Новые носители личной власти могут появляться во времена экономических кризисов, когда исчезают возможности социальной самореализации и при появлении харизматических личностей. Тогда массы спонтанно переплавляют фашистскую тематику (которая, как было сказано выше, присутствует в обществе всегда) и свой общественный опыт в новое радикальное политическое движение. Новый вождь должен сказать: "Я так желаю, решаю, объявляю!" Эти самым он освобождает свой народ из серийной беспомощности. Вождь становится на фоне безличных бюрократов и отказа от ответственности Великой Личностью, осмеливающейся сказать "Я". Он отвечает за свои решения лично. Ответственных в бедах он называет тоже: боязливых мелких буржуа, плутократов, космополитов, масонов, купленных капиталистами безвольных политиков, евреев, плетущих за кулисами заговоры, создающих протекционную систему, несправедливую монополию на власть и ставящих свои мелочные интересы над интересами нации. Планы вождей обычно грандиозны, но под ними просыпается народ, замороченный процессами в обществе, которых никто не хотел и за которые никто не отвечал. Отныне история подчиняется Его воле. В следовании воле вождя массы надеются обрести вновь свои человечность и достоинство. Фашизм использует в своих целях потребности, произведённые анонимной бюрократией и бессилием всех и каждого, но не может удовлетворить их.

"Когда-то твои угнетатели происходили из высших слоёв общества, но теперь, они выходят из твоего собственного окружения. Они даже меньше, чем ты сам, маленький человек. Они и должны быть по-настоящему маленькими, маленькими до такой степени, чтобы самостоятельно осознать, какое жалкое существование они влачат, а затем, опираясь на собственный опыт, угнетать тебя, но уже более жестоко и изощрённо".
В. Райх, Посмотри на себя, маленький человек! М. 1997

Следующий пункт кажется нам очень важным: Горц утверждает, что фашизм предполагает наличие вождя, связанного с массами, одновременно являющегося "великой личностью" и плебеем. Такая фигура должна воплощать в себе одновременно "величие государства" и обретшую силы личность "маленького человека". В отсутствии такой личности во Франции на кануне Второй мировой войны Горц видит причину неудачи французского фашизма, не смотря на то, что французский фашизм был очень разнообразен в своих проявлениях и имел значительный социальный базис. Представители французского фашизма были либо плебеями, но не "великими людьми", либо наоборот. Если такой фигуры нет, то, по мнению Горца, говорить можно о полицейском государстве, о военной диктатуре, республиканской монархии, но не о фашизме. В фашизме главное - идентификация вождя с народом. Его власть покоится на позволении народа, он - выражение народной воли, это его роль. Фашизм объявляет войну функциональной власти; отныне пути к власти открыты сильнейшим и способнейшим. Снова должна личность создавать ореол власти, а не наоборот. Государство становится снова иерархией личностей, их способностей. Вскарабкаться по служебной лестнице при помощи знакомств и договоров более не должно быть возможным. Иерархии должны совпадать с людьми, располагающимися в них. Процветают различные награды и униформы, столь любимые маленькими людьми, и спорт, т.к. физическая сила - это нечто, поддающееся измерению, несомненное, недвусмысленное в измерении ценности отдельного человека. Власть происходит из человека, а не из его социальных связей или положения. От вождей, больших и поменьше, ожидается обладание личной, физической силой, жизненными качествами. Хотя бы для видимости. Фашизм отрицает парламент и партии, как известно, чтобы между вождём и массами не было посредников, но есть и другая причина: он устраняет буржуазные партии как отражения функционального государства, т.к. партии пытаются лишь продвинуть своих кандидатов на уже имеющиеся государственные посты и функции.

"Ты позволяешь власть имущим требовать власти для "маленького человека". Но сам ты при этом молчишь. Ты помогаешь сильным обрести ещё большую власть или позволяешь слабым и зловредным людям представлять твои интересы. Когда ты понимаешь, что оказался в дураках, оказывается слишком поздно".
В. Райх, Посмотри на себя, маленький человек! М. 1997

Радикальная замена общества функциональной власти на общество, пронизанное единой волей - проект, требующий полнейшего изменения общественных институций, перекликающийся в некоторых пунктах с социалистическим проектом. Предполагалось бы, разумеется, изменение производственной системы и расчленение административного и экономического аппаратов, т.к. они громоздки и сложны и не могут управляться отдельными личностями. Фашизм же, предполагающий проникновение воли вождя во все области общества, предусматривает ещё более усиленную централизацию военного типа. Предполагаются ранги, контроль, строгие правила подчинения и дисциплины; кроме воли вождя, другой воли нет, стоящие ниже его взаимозаменяемы. Передача и исполнение приказаний требуют милитаризации административной и экономической практики, что влечёт за собой: коррупцию, протекционизм, лицемерие, безответственность. Вместо восхождения самого способного наблюдается выбор по критериям лояльности и верности. Подчинение и конформизм снова торжествуют в обществе. Единая и личная воля вождя служит алиби для новой бюрократизации и обезличивания общественных структур. Фашистское государство усиливает извращения бюрократического капитализма, но извращениями это больше называть нельзя, да и средства для этого элементарно отсутствуют. Пропаганда же будет утверждать, что эти извращения наконец-то устранены. Устранение функциональной власти в пользу власти личной в современных, сложных обществах неизбежно приведёт к диктатуре функциональных служащих и персонализации аппарата власти.

"Ты уже давно мог бы избавиться от своих истинных угнетателей, если бы прямо или косвенно не поддерживал диктаторские режимы. Никакая полицейская сила в мире - эта постоянная опора диктаторских правлений - не смогла бы справиться с тобой, имей ты хоть чуточку уважения к себе в своей повседневной жизни, осознай ты тот факт, что без тебя невозможно продолжение жизни на Земле!"
В. Райх, Посмотри на себя, маленький человек! М. 1997

Андрэ Горц приходит к выводу, что проект захвата аппарата власти в современном обществе является лишь всё ещё живой иллюзией реформизма. Все реформы не изменили в самом аппарате ничего, лишь модернизировали и легитимировали его власть над массами и их бессилием. Смещение пролетариатом буржуазии на её посту не послужит человеческой эмансипации, а породит лишь новую функциональную буржуазию. Возможные исходы этого процесса нам уже известны, это фашистское государство и то, что прикрывалось именем государства рабочих и крестьян. Горц, сделав выводы о необходимости разрушения государственной машины при так называемом "захвате власти", следует в своих рассуждениях об общественной автономии далее, что в этом контексте нас более не интересует. Однако, мы надеемся, что сложный феномен фашизма был освещён и с этой, специальной стороны. Оргвыводы остаются за читателями.
http://zhurnal.lib.ru/o/olladij_t/gorzfasc.shtml

"Лучше быть эксцентричным позвоночным, чем используемым ископаемым" (Милен Фармер). Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет





ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА -
МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН -
СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА -
ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА -
КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ -
КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА -
СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД -
СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН -
ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - СТРАНА МОКСЕЛЬ -
ВЕЛИКАЯ СВИТЬОД - ВЕЛИКАЯ БЬЯРМИЯ - ВЕЛИКАЯ ТАРТАРИЯ -
КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ -
СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК -
ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ -
ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ ГЕРОЕВ СПРАВЕДЛИВОСТИ -
ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА -
НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»