|
| |
Сообщение: 34
Зарегистрирован: 05.11.09
Откуда: Украина, Хмельницкий
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 08.11.09 02:57. Заголовок: Загадка любви и ненависти
Загадка любви и ненависти Для большинства из нас жизнь представляет собой ряд запутанных дилемм, которых мы ни понять, ни разрешить не умеем. Почему люди родятся с таким различием в умственных и нрав-ственных качествах? Почему у одного младенца устройство мозга указывает на возможность больших умственных и нравственных сил, тогда как мозг другого заключает все указания на идиотизм и преступные наклонности? Отчего у одного ребенка любящие родители и благоприятные обстоятельства, а у другого распутные отец и мать, тяготящиеся им, и он вырастает среди развращающих условий? Отчего один "удачник", а другой "неудачник"? Отчего один умирает молодым, а другой в глубокой старости? Отчего того или другого человека "случай" спасает от катастрофы, в которой множество других людей погибает без пре-дупреждения? Отчего одних мы любим с первой минуты знакомства, а к дру-гим без всякой причины чувствуем антипатию?.. Подобные вопросы возникают постоянно и также постоянно ос-таются без ответа, а между тем, ответы на них возможны. Ибо все эти кажущиеся несообразности и несправедливости, эти с ви-ду случайные события, не более как последствия основных ес-тественных законов. Ясное разумение этих основных законов де-лает жизнь понятной, а благодаря такому разумению восстанавли-вается наше доверие к божественному порядку и возникают силы и мужество для преодоления всех превратностей судьбы. Бедствия, которые падают на нас как незаслуженный громовой удар, переносятся с трудом, но те бедствия, которые возникают вследствие причин, доступных нашему пониманию, и которые под-даются нашему контролю, — такие бедствия нетрудно перенести с покорностью и терпением. Первый принцип, которым нужно твердо овладеть прежде, чем применять его к разрешению загадок жизни, это — принцип пере-воплощения. Человек по сути своей — Дух, живая и самосознающая индивидуальность, состоящая из самосознающей жизни, заключен-ной в тело из тончайшей материи. Жизнь не может проявляться без того или другого проводника, т. е. без помощи материи, как бы тонка и неуловима (для нас) ни была та субстанция, которая дает возможность жизни вести отдельное существование в этой вселенной. Вот отчего мы так часто обозначаем тела как провод-ники, то, что проводит жизнь, делает ее индивидуальной. Этот Дух, появляясь в физический мир через врата рождения, одевается в физическое тело, подобно тому, как человек надева-ет верхнюю одежду, когда выходит за порог своего дома; но фи-зическое тело не сам человек так же, как верхняя одежда и шля-па — не то тело, которое покрыто ими. "Как человек, сбросив с себя ветхую одежду, надевает новую, так же бросает он изношен-ные тела и облекается в новые" (Бхагавад-Гита, II, 22). Когда физическое тело отслужило свою службу, тогда человек проходит через врата смерти, сбрасывая жизненную оболочку и вступая в "невидимый мир". После более или менее долгого отды-ха, в течение которого весь опыт законченной земной жизни претворяется в самую суть человека, увеличивая его силы и спо-собности, он снова возвращается в физический мир через врата рождения, облекаясь в новое физическое тело, приспособленное к его увеличившимся способностям. Когда бесчисленные века тому назад Духи, которые должны были стать человеками, явились в этот мир, они были не более как зародыши, подобные семенам растений, не знающими ни добра, ни зла, с безграничными возможностями развития, ибо они были божественного происхождения, но без иных наличных способнос-тей, кроме способности слабо вибрировать в ответ на внешние стимулы. Все силы, покоившиеся в них в скрытом состоянии, должны были пробудиться для активного проявления благодаря пе-реживаниям в физическом мире. Путем наслаждений и страданий, радостей и скорбей, успехов и падений, удач и разочарований, путем чередующихся верных шагов и ошибок, Дух научается рас-познавать законы, которые не могут быть нарушены, и развивает постепенно, одну за другой, скрытые в нем способности к умс-твенной и нравственной жизни. После каждого короткого погружения в океан физической жиз-ни — период, который обыкновенно называется "жизнью", — чело-век возвращается в невидимый мир, нагруженный собранным опы-том, подобно тому как водолаз поднимается со дна океана с жем-чужинами, которые он похитил у морских раковин. В этом невиди-мом мире все умственные и нравственные материалы, собранные им в течение только что завершённой земной жизни, преобразуются в нравственные и умственные силы; причем стремления переходят в способности осуществления, уроки всех сделанных ошибок претво-ряются в осторожность и предвидение, пережитые страдания — в выдержку и терпение, совершенные ошибки и грехи — в отвращение от дурных поступков, а вся сумма опыта — в мудрость. По верно-му выражению Эдварда Карпентера: "Все страдания, которые я пе-ренёс в одном теле, превратились в силы, которыми я обладал в другом". Когда кончается усвоение всего собранного опыта, причем длина небесного пребывания зависит от количества умственного и нравственного материала, вынесенного из земной жизни, — тогда человек возвращается снова на землю; он направляется при усло-виях, которые сейчас будут указаны, в ту расу, в тот народ и в ту семью, которой предстоит дать для него новое физическое те-ло, построенное в соответствии с его потребностями, чтобы оно могло служить ему подходящим орудием для его раскрывшихся сил и в то же время ограничением, выражающим его недостатки. В новом физическом теле и после смерти, во время последую-щего его пребывания в невидимом мире, человек снова проходит подобный же цикл жизни, но уже на высшей ступени; и так длится в течение многих и многих циклов, пока все возможности, зало-женные в его человеческом существе, не разовьются в активные силы, и пока он не выучит всех уроков, которые задаются чело-веческой жизнью здесь на земле. Так раскрывается Дух, переходя из младенчества в юность, из юности в зрелый возраст, становясь индивидуальным центром неумирающей силы и бесконечной возможности для служения. Борющиеся и развивающиеся Духи одном человечества стано-вятся охранителями следующего человечества, разумными Духами, направляющими эволюцию тех миров, которые возникнут позднее во времени. Нас охраняют, учат и нам помогают незаметно для нас духовные сущности, которые были людьми в мирах, предшествовав-ших нашему, как это делают на наших глазах наиболее развитые из современных людей нашем собственного человечества. Этот наш долг перед ними мы уплатим со временем, охраняя, уча и помогая человеческим расам в мирах, которые в настоящее время находят-ся на ранних ступенях развития и которые готовятся через бес-численные века стать родиной для будущего человечества. Если мы встречаем на своем пути людей более невежествен-ных, чем мы, грубых и даже жестоких, ограниченных в умственном и нравственном отношении, это потому, что они моложе нас, что они — наши младшие братья; и поэтому заблуждения их должны бы вызывать с нашей стороны любовную помощь, а не возмущение и ненависть. Каковы они сейчас, такими были и мы в прошлом; ка-ковы мы в данное время, такими станут и они в будущем; и как мы, так и они будут подниматься вперед и вперед через беско-нечные века. В этом — основной принцип, который дает ключ к разгадке жизни, если его применить к её сложным явлениям. Он даст отве-ты на все с виду неразрешимые проблемы, даст ответ и на загад-ку непонятного влечения к одному и отвращения к другому, кото-рые люди испытывают друг к другу без всякого видимого повода. Но, чтобы ответы эти были обоснованы, нужно схватить и другой принцип, дополняющий учение о перевоплощении, — идею Кармы или Закона Причинности. Её можно выразить в словах, знакомых каждому: что человек посеет, то и пожнёт. Расширяя эту краткую аксиому, следует внести в нее тот смысл, что человек сам строит свой собствен-ный характер, делаясь тем, о чём он думает; и что он создает условия своей последующей жизни на земле, которые являются не чем иным, как последствиями его воздействия на других. Таким образом, если я буду мыслить благородно, я постепенно построю для себя благородный характер, если же я буду мыслить дурно, я создам характер низменный. "Человек образуется мыслью; о чем он думает в одной жизни, тем он становится в другой", — гово-рится в индусском Священном Писании — Упанишадах. Если ум ра-ботает постоянно в одном направлении, образуется след, по ко-торому сила мысли направляется автоматически; такая привычка мыслить переживает смерть, и так как она принадлежит бессмерт-ной душе, или Ego, то она и переносится в последующую жизнь как умственные наклонности и способности. Так, привычка к от-влечённым проблемам отзовется в последующей земной жизни высо-коразвитой способностью к отвлеченному мышлению; тогда как по-верхностное торопливое мышление, перебегающее с одного предме-та на другой, обусловит появление беспокойного неуравновешен-ного ума при последующем рождении того же человека. Себялюби-вое вожделение вещей, принадлежащих другим, хотя бы оно и не проявилось в нечестном присвоении чужой собственности, может вызвать к жизни будущего вора; точно также ненависть и чувство мести, питаемые втайне, явятся теми семенами, из которых воз-никнет будущий убийца. С другой стороны, бескорыстная любовь будет иметь своим плодом бескорыстного общественного деятеля и святого, и каждая мысль сострадания поможет созданию милосерд-ном и любящего характера, которым отличаются все "друзья чело-вечества". Знание этого закона неизменной справедливости, этого неиз-бежного ответа природы на каждый запрос человека, дает ему возможность строить свой характер с уверенностью точной науки и смотреть с мужественным терпением на тот благородный идеал, к которому он медленно, но неуклонно продвигается. Влияния наших действий на других образуют внешние обстоя-тельства нашей последующей земной жизни. Если мы распространя-ли свет и счастье, мы родимся в особенно благоприятных услови-ях или попадём в такие условия в течение нашей жизни, тогда как люди, вызывавшие вокруг себя бедствия, родятся в условиях неблагоприятных. Мы связываем себя с другими, входя с ними в индивидуальные отношения, мы выковываем для себя цепи благими и злыми делами, создаем золотые звенья любви или железные око-вы ненависти. Это и есть Карма. Не переставая держать эти до-полнительные идеи в уме, мы можем ответить на поставленные в начале этой главы вопросы без затруднения. Возникновение связи между Ego, между индивидуализованными Духами, не может возникнуть ранее их первоначального отделения от Логоса, которое можно сравнить с отделением капель от океа-на. В царствах минеральном и растительном жизнь, проявляющаяся в камнях и растениях, еще не раскрылась до степени непрерывно-го индивидуального существования. Понятие "Групповая Душа" возникло для выражения идеи такой раскрывающейся жизни, ожив-ляющей множество сходных организмов. Таким образом, целый по-рядок, скажем, растений — зонтичных или крестоцветных, оживот-воряется единой групповой душой, развивающейся путем тех пере-живаний, которые она собирает через свои бесчисленные физичес-кие воплощения. Переживания каждого отдельного растения влива-ются в жизнь, оживотворяющую весь данный вид, ускоряя и помо-гая его развитию. По мере того как физическое воплощение ста-новится все сложнее, в групповой душе возникают разновидности, которые — одна за другой — отделяются от неё; ясно, что коли-чество воплощенных особей такой отделившейся разновидности становится тем меньше, чем большее число раз подразделялось групповая душа. В животном царстве этот процесс подразделения групповых душ продолжается и высшие виды млекопитающих предс-тавляют собой лишь небольшое сравнительно число особей, ожи-вотворенных одной групповой душой, ибо природа направляется к индивидуализации. Опыт, собранный каждым отдельным существом, сохраняется в групповой душе и через нее действует на каждое новорожденное животное, которому она дает жизнь. Это и состав-ляет то, что мы зовем инстинктом, присущим каждому новорожден-ному существу; таков инстинкт, заставляющий недавно вылупивше-гося цыпленка искать защиты от опасности под распростертыми крыльями наседки или бобра — строить свои плотины. Накопленный опыт данного вида, сохраненный в групповой душе, передается каждому члену этого вида. Когда животное достигает своего наи-более совершенного выражения, конечное подразделение групповой души оживотворяет лишь одно существо; и тогда это существо становится готовым приёмником, в котором изливается божествен-ная жизнь, а это означает, что час рождения человеческого Ego настал и возникла эволюция самосознающего разума. С той поры, как отделившаяся жизнь начинает оживлять от-дельное тело, могут возникнуть звенья, соединяющие её с други-ми отделившимися жизнями, из которых каждая пребывает в особом вместилище из плоти. С этих пор Ego, живущие в физических те-лах, приходят во взаимное соприкосновение. Возможно, что в на-чале простое физическое влечение притягивает два Ego, одно — пребывающее в мужском, а другое — в женском теле. Они живут вместе, имеют общие интересы, и таким образом возникает между ними связь. Если позволено будет так выразиться, они совершают взаимные долговые обязательства, и так как в Природе не пола-гается банкротства, то они не могут быть вычеркнуты. Смерть сбрасывает с одного физическое тело, потом с другого, и оба переходят в невидимый мир, но долги, заключенные в физическом мире, должны быть погашены в том же мире, и эти двое должны встретиться снова в земной жизни и возобновить отношения, ко-торые были прерваны смертью. Великие духовные Сущности, кото-рые заведуют законом Кармы, направляют обоих к воплощению в один и тот же период времени, чтобы их земные жизни могли сов-пасть и в подходящее время они могли снова встретиться. Если долговое обязательство было обязательством любви и взаимном служения, они почувствуют влечение друг к другу. Их Ego узнают одно другое, как друг узнает своего друга, хотя бы последний облекся в совершенно иную одежду, и протягивает ему руку как близкий человек, а не как чужой. Но если долговое обязательство состояло из взаимной нена-висти и нанесенного друг другу вреда, они почувствуют взаимное недоверие, они начнут смотреть друг на друга как бы через про-пасть, построенную взаимно причиненным злом. Такие случаи должны быть знакомы каждому читателю, хотя бы лежащая в их ос-нове причина и не была известна; и в самом деле, о таких вне-запных симпатиях и антипатиях говорят обыкновенно как о "бесп-ричинных", как будто бы в мире, в котором правят незыблемые законы, может быть что-нибудь беспричинное. Но из этого вовсе не следует, чтобы два Ego, соединенные таким образом, должны были возобновить как раз те же отноше-ния, которые были прерваны их физической смертью. Муж и жена одной земной жизни могут родиться в одной и той же семье как брат и сестра, как мать и сын, как отец и дочь или в иной сте-пени родства. И они же могут родиться как чужие друг для друга и встретиться в первый раз в зрелом возрасте и тогда только испытать всепобеждающее взаимное влечение. Кто не знает, как быстро мы сближаемся с одним человеком, который еще вчера был для нас чужим, и как долго мы можем прожить в тесном общении с другим, оставаясь далеким и чуждым для него! Откуда же эти странные влечения, как не из воспоминаний, просыпающихся в ду-ше о существовавшей привязанности в далеком прошлом? "Я словно знал вас всю жизнь", — говорим мы другу, которого встретили лишь недавно, тогда как люди, с которыми приходится жить с детства, бывают для нас подобны закрытой книге. Души встречаю-щихся людей узнают друг друга, хотя их тела совершенно чужды одно для другого, и тогда старые друзья сразу понимают друг друга. И это бывает несмотря на то обстоятельство, что физи-ческий мозг еще не научился воспринимать впечатлений той памя-ти, которая сохраняется в тонких телах человека и которая виб-рирует слишком быстро для того, чтобы пробуждать ответные виб-рации в сознании физического тела. Но иногда встречается и обратное явление, когда связь, возникшая из ненависти и нанесённого вреда, притягивает ста-ринных врагов в одну и ту же семью, и тогда бывшим врагам при-ходится переживать дурные последствия общего прошлого. Страш-ные семейные трагедии коренятся глубоко в прошлом; и многие чудовищные факты, зарегистрированные Обществом Охраны Детей — истязания беспомощных детей даже собственными матерями, злоб-ная жестокость, с которой наносится боль, чтобы насладиться видом причиняемой агонии, — становятся понятными, когда мы знаем, что та душа, которая воплотилась в младенческом теле, могла наносить в далеком прошлом какое-нибудь ужасающее стра-дание тому, кто в этой жизни мучает её, и тогда нам раскрыва-ется, что этим тяжким опытом она познаёт, как страшны пути неправды. Возможно, что у кого-нибудь явится вопрос: "Если это так, должны ли мы защищать мучимых детей?" Несомненно должны. Наш долг облегчать страдание, в каком бы виде оно ни встретилось нам, и мы должны радоваться, что Благой Закон делает нас про-водником милосердия. Могут возникнуть и другие вопросы: "Как уничтожить эту злую связь? Не создаст ли наносимое мучение новое звено, бла-годаря которому жестокая мать станет в свою очередь жертвой, а истязаемый ребенок ее мучителем?" На это мы находим ответ в учениях Будды, который, зная закон, говорит: "Воистину, нена-висть никогда не уничтожается ненавистью, — и тут же прибавля-ет, — ненависть уничтожается любовью". В этом — тайна освобож-дения. Если душа, которая уплачивает долг прошлого страданием за причиненное зло, достаточно мужественна, достаточно мудра и достаточно велика, чтобы посреди агонии тела или души сказать: "Я прощаю" в таком случае она погашает весь свой долг и цепь, выкованная ненавистью, растворяется навсегда в огне любви. Звенья любви становятся все крепче в каждой земной жизни, в которой друзьям удается подойти друг к другу, и на стороне любви есть еще то преимущество, что она продолжает расти и во время небесного пребывания, куда связи ненависти не переносят-ся. Те души, между которыми образовалась связь ненависти, не соприкасаются в том высшем мире, ибо назначение его — претво-рять в человеческие качества все положительное, что душа вы-несла из своей земной битвы жизни. Когда же человеку удается перенести и в мозговое сознание своего физического тела свою память прошлого, тогда это воспо-минание сближает друзей ещё теснее и связь их приобретает та-кие силу и надежность, какие связь единственной жизни не в состоянии дать. Чрезвычайно глубока и светла уверенность такой души, знающей по собственному опыту, что любовь бессмертна. Таково объяснение тайны влечения и отвращения, рассматри-ваемой при свете Перевоплощения и Кармы.А.Безант
|