Метаполитическая Асоциация "Мезоевразия Интертрадиционал" — основана в 2011 г. коллективом единомышленников-интертрадиционалистов путем трансформации международного объединения "Thule-Sarmatia" (1989-2011). Метаполитическая Асоциация "Мезоевразия Интертрадиционал" — независимая исследовательская и консалтинговая группа, целью которой является исследование философии, истории, геополитики, политологии, этнологии, религиоведения, искусства и литературы на принципах философии традиционализма. Исследования осуществляются в границах закона, базируясь на принципах свободы слова, плюрализма мнений, права на свободный доступ к информации и на научной методологии. Сайт не размещает материалы пропаганды национальной или социальной вражды, экстремизма, радикализма, тоталитаризма, призывов к нарушению действующего законодательства. Все материалы представляются на дискуссионной основе. Метаполітична Асоціація "Мезоєвразія Інтертрадиціонал" — незалежна дослідницька та консалтингова група, що ставить на меті студії філософії, історії, геополітики, політології, етнології, релігієзнавства, мистецтва й літератури на базі філософії традиціоналізму. Дослідження здійснюються в рамках закону, базуючись на принципах свободи слова, плюралізму, права на вільний доступ до інформації та на науковій методології. Сайт не містить пропаганди національної чи суспільної ворожнечі, екстремізму, радикалізму, тоталітаризму, порушення діючого законодавства. Всі матеріали публікуються на дискусійній основі. Приоритетным заданием МА "Мезоевразия Интертрадиционал" является этнополитическое просвещение, цель которого — содействовать развитию демократии, построению действительного гражданского общества, расширению участия сознательных граждан в общественной и этнополитической жизни, углублению взаимопонимания между народами, культурами, религиями и цивилизациями. Мы искренне рады нашему общению с Вами посредством наших форума и сайта. Мы надеемся на наше с Вами плодотворное сотрудничество, построенное на обратной связи. С нами сотрудничают известные журналисты, фоторепортеры, политобозреватели, научно-исследовательские и социологические центры, правительственные, общественные и религиозные организации как в Украине, так и за рубежом. В ряде стран мира открыты корреспондентские пункты.
Maxim Borozenec *h₃eybʰ- > *h₃yebʰ- «закат, запад > сходиться, соединяться, совокупляться» лув. ipatarma- «запад», iparwassa/i- «западный» (< *ipa- «запад, закат»); тох.A yow- «входить; закатываться (о солнце)», тох.В yopsa грч. οἴφω «совокупляться»; скт. yábhati; ПСлв. *jebati # Наличие аналогичных этимонов в древнейших ИЕ языках свидетельствует об исконном значении «единение, слияние» и, в более узком значении, «закат как сочетание Солнца и Тьмы, небесная свадьба». Закат солнца представлялся бореалом как возвращение солярного героя в лоно матери (тьмы, земли), тогда как восход и, соответственно, весна символизировали разрыв с нею. Солнце циклически возвращается состарившимся за день/год, и входит в мать уже в качестве мужа. Соитие представлялось как инверсия рождения, «маленькая смерть», которая в свою очередь причиняла новое рождение. Таким образом, половой акт, будучи естественно табуированным в развитых ИЕ обществах, обозначался прекрасной метафорой, которая в последствии в свою очередь выродилась в табуированную лексему.
Maxim Medovarov Интересно, как даже в близкородственных языках может происходить семантическая инверсия. Например, в литовском языке восток - rytai, в латгальском также reiti, а вот в латышском rietumi - это запад! (При этом для запада сохранилось исконное ИЕ название "вечера": лит. vakarai, латгал. vokori, а в латышском восток также называется древним ИЕ названием зари: austrumi)
Хочу на одном примере показать, как один ПИЕ корень дал такие разные, на первый взгляд, русские слова. Речь пойдет о корне *bʰewdʰ- / *bʰowdʰ- / *bʰudʰ-
*bʰéwdʰeti > рус. «блюсти», ПИЕ дифтонг ”ew” с полногласной первой частью (e) и полугласной второй (w) у славян переворачивается в полугласную первую часть и полногласную вторую > ”ju”, рус. «ю». Далее, по восточнославянским фонетическим законам между согласной и йотированной гласной вставляется «прокладка» - «л». Отсюда вместо «бюсти» > «бЛюсти» (ср. внимать / внемлю, капать / капля). Далее, в русском выпадает тематическая гласная ”e”, и таким образом, окончание корня дентальная ”-dʰ” врезается в такую же дентальную в суффиксе ”-ti”. Видимо, еще на поздних стадиях общеиндоевропейского бидентальный кластер ”dʰt”, ”dt”, ”tt” преобразовывал первую часть в аффрикату ”ts-”, которая далее упрощалась до ”s”. Таким образом: *блюдти > *блюцти > *блюсти (ср. веду / вести, ведать / весть). Только в индийских языках мы имеем не регрессивную, но прогрессивную ассимиляцию в кластере, и поэтому вместо ”busta-” (ср. греч. pustós) имеем ”buddha-”.
*bʰudʰ-éh₁ye-ti > др-рус. «бъдѣти» > рус. «бдеть», ПИЕ суффикс ”-éh₁ye-” при корне в нулевой степени является маркером стативного залога, то есть выражающего состояние, в данном случае «состояние начеку».
*bʰowdʰéyeti > др-рус. «боудити» > рус. «будить», ПИЕ суффикс ”-éye” при корне в О-степени является маркером каузатива, то есть причиняющим состояния, то есть букв. «заставить быть начеку».
*bʰudʰ-ró-s > др-рус. «бъдръ» > рус. «бодрый», то есть «обладающий качествами состояния начеку». Безударный «Ъ» просто выпадает в «бдеть», но озвончается в «о» в ударной позиции в «бодрый» (ср. сон / сны < сънъ / съны)
ПИЕ-корень *bʰewdʰ- / *bʰowdʰ- / *bʰudʰ- представлен цветником смыслов практически по всем ветвям индоевропейского древа. Вот некоторые из них, все так или иначе связанные с «состоянием сознательности, активного внимания»: валл. bodd «добрая воля, свободный выбор», голл. bod «приказ, предложение», скрт. buddhi, bodha «ум, сознание», греч. pustis «новости, информация».
А вы знали, что «блюсти», «будить», «бдеть» и «бодрый» растут из одного корня? А вот «буду / будешь / будет» - это уже совсем другая история!
3. *h'edl- «ель» (< «дерево-богиня», < 1.1. «колючая, игольчатая») • грч. elátē «пихта, ель» • ирл. aidlen «пихта» • лат. ebulum «бузина» • арм. ełevin «кедр» • ПГрм. *el(d)ernaz: др-агл. ellærn, агл. elder «бузина» • лит. ẽglė, лтш. egle, прс. аddle «ель» • ПСлв. *edla, *ȇdlь: чеш. jedle, плб. jadlă, пол. jodła Сакральное дерево бореалов, связанное с Днем Зимнего Солнцестояния. Ель растет на границе света и тьмы, и является символом взаимосвязи конца и начала. Отсюда ассоциация с похоронами - ель провожает на тот свет и оберегает переходящего своими вечнозелеными ветвями, которым приписывались целительные свойства, продлевающие жизнь живым и облегчающие страдания умирающим. В древнегреческой мифологии посох Диониса, умирающего и воскресающего бога, был увенчан еловой шишкой, а участники дионисийских шествий несли в руках еловые ветви. Также ель является священным деревом Артемиды, одной из древнейших богинь, которая изображалась вечно юной девственницей и считалась покровительницей всего живого на земле в аспекте целомудрия, врожденной нравственности (ср. Пан – природное буйство). Как блюстительница нравственности Артемида часто изображается жестокой и мстительной – так, если сопровождающие ее нимфы нарушают обет безбрачия, они строго караются. Также с культом Артемиды связан образ медведя, засыпающего на зиму и пробуждающегося весной. Ассоциации образа ели с похоронами стали впоследствии почвой для суеверий славян – на Руси издревле запрещено сажать ель вблизи дома, так как «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут», и «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». У римлян также бытовало поверие – если молния попала в ель у дома, жди скорой смерти его хозяев. В христианстве образ ели как целомудренной девы стал ассоциироваться с Богородицей и с Христовым Рождеством.
4. *h'edr-, *h'odr- «то самое, особенное место; тот самый, особенный человек, господин» • грч. Óthrus «Офрис / Отрис, гора в центральной Греции» (< «особенное место») – твердыня Крона и прочих титанов в противовес Олимпу в течение десятилетней Титаномахии; место рождения старшего поколения богов – Гестии, Деметры, Геры, Гадеса и Посейдона. • ПГрм. *edaraz, *edurz «огороженное место, убежище > забор, край, конец»: др-агл. eodor «огороженное место, дом; край, предел; защитник, князь», др-в-нем. etar «забор, край», ср-н-нем. «столб, забор», др-скн. jaðarr, jǫðurr «край, кромка; всевышний, начальник, господин», нрв. jar, jare «край, сторона» • ПСлв. *odrъ «огороженное место > строение, забор > сеновал, ложе, кровать»: цр-слв. одръ «одр, ложе», чеш. odr «столб, сруб, изба», срб-хрв. odar «подмостки, катафалк» Славянское устойчивое выражение «смертный одр» напрямую связано с образом ели как медиатором жизни и смерти. Гробы также традиционно изготавливаются из ели и прочих хвойных пород.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет