Геннадий Макуха
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ВСЕОБЩЕГО КРИЗИСА
ЦИВИЛИЗАЦИИ
ЧЕТЫРЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ВОПРОСА Есть ли выход из создавшейся кризисной ситуации или катастрофа фатально неизбежна?
Для начала необходимо осознать опасность, которая приближается, осмыслить, что общество нездорово. Человечество можно сравнить с больным, который не может или не хочет замечать того, что он болен. А ведь для того, чтобы приступить к лечению, необходимо признать факт наличия болезни и поставить правильный диагноз. Симптомы «болезни» очевидны (они рассмотрены ранее (выше)), «болезнь» носит пока скрытый, «инкубационный» характер, но когда она вырвется наружу хотя бы одним из четырех «всадников судного дня», будет уже поздно.
Пока еще есть время «перевести стрелку», свернуть с технократического пути развития, ведущего человечество к катастрофе, и направить цивилизацию в ином направлении, по иному пути, по пути гармонии и созидания, а не разрушения. Но для этого необходимо:
-осознать пагубность существующего направления;
-захотеть изменить это направление;
-приложить усилия по изменению пути развития.
Осознать – значит не только осмыслить негативные последствия, но и, что очень важно, выяснить причину неправильного пути развития.
Конечно, можно найти множество поверхностных причин сложившейся кризисной ситуации, но если говорить о главной причине, о первопричине всех наших бед, то она кроется в мировоззрении!
Главная причина ложного, технократического пути развития нашей цивилизации заключается в том, что в обществе сформировалось искаженное, деформированное, далекое от истины, в конечном счете неправильное мировоззрение.
Именно ложное мировоззрение и ведет нас по тупиковому пути развития, к катастрофе, поскольку искаженное мировоззрение порождает ложные ценности, идеалы, приводящие к неправильному образу жизни и деятельности. Мировоззрение - ценности - этика - деятельность - образ жизни - направление (путь) развития цивилизации – такова логическая цепочка нашего существования. Поэтому роль истинного мировоззрения очень важна для правильного пути развития.
Изменив мировоззрение, выработав истинное мировоззрение, человечество сможет определить истинные ценности, сформирует правильный образ жизни и деятельности, и тем самым сможет изменить направление развития нашей цивилизации, а значит – избежать всеобщей планетарной катастрофы!
Таким образом, выход из сложившейся кризисной ситуации, по крайней мере теоретически, есть. Фатальной неизбежности катастрофы нет. Но это не значит, что можно облегченно вздохнуть и успокоиться. Чтобы свернуть с технократического пути развития и избежать планетарной катастрофы, потребуются огромные духовные, интеллектуальные усилия, поскольку необходимо будет совершить революцию в сознании, в мировоззрении. Но и этого недостаточно. Необходимо будет изменить весь образ жизни, стиль поведения, свое отношение к Природе, окружающим, к самому себе, своим мыслям и эмоциям. Сможет ли человечество это сделать?
Но разве есть у нас другой выход, разве есть альтернатива? Вопрос стоит по-гамлетовски остро – «быть или не быть»!
Если выбираем «не быть», можем двигаться в прежнем направлении – в небытие. Если же выбираем «быть», значит должны совершить невозможное, или почти невозможное, хотя бы в целях самосохранения.
По какому пути не нужно идти, мы уже знаем. Это тот путь, по которому мы идем. А вот по какому пути нужно идти, еще неизвестно. В таких случаях нужно «хвататься» за «ниточку», которая распутает весь «клубок» – за первопричину. А первопричина, как уже выяснили, кроется в мировоззрении. На технократический путь развития нас толкает ложное, так называемое научно-материалистическое мировоззрение (материальные ценности - бездуховность - нравственный кризис). Почему оно ложное, и в чем суть истинного мировоззрения, рассмотрим позже. Для начала нужно ответить на следующие вопросы.
1. В чем суть мировоззрения как понятия и социального явления?
2. Почему так случилось, что в нашем обществе сформировалось ложное мировоззрение?
И после этого попытаемся выяснить основные черты нового мировоззрения – мировоззрения ХXI века и третьего тысячелетия.
Мировоззрение – это отражение Мира в сознании человека, это общий взгляд человека на Мир и его место в нем, вырабатывающий определенные ценности, этику, деятельность, образ жизни людей и формирующий соответствующий путь (направление) развития цивилизации.
Существуют четыре основных мировоззренческих вопроса, формирующих целостное, системное мировоззрение.
1. Что есть Мир?
(Сущность Мира, его происхождение и формы существования.)
2. Что есть человек?
(Происхождение и сущность человека.)
3. Как человек взаимодействует с Миром?
(Существование человека в Мире.)
4. Как человек должен относиться к Миру и почему?
(Познавательное, ценностное, этическое, деятельное отношение, формирующие образ жизни человека и направление развития цивилизации.)
Первые три вопроса выполняют познавательную функцию и являются онтологическими (онтология – учение о бытии Мира и человека). Четвертый вопрос, кроме онтологической, выполняет ценностно-ориентационную функцию и совмещает аксиологическую проблематику (аксиология – учение о ценностях), этическую и деятельную (ценности - этика - деятельность - образ жизни - путь развития цивилизации).
Для формирования целостного мировоззрения необходимо дать логически обоснованный ответ на все четыре вышеназванных вопроса, ибо все они взаимосвязаны и выстраиваются в единую мировоззренческую систему. Причем ответ на четвертый вопрос должен не только следовать из решения первых трех, но и логически обосновываться ими. И это единство нельзя разрушать, в противном случае системность мировоззрения нарушится!
Этическая проблема как раз и заключается в том, чтобы найти убедительное обоснование, вескую мотивацию определенного нравственного поведения и деятельности. (Мир таков… Человек таков… Именно потому, что Мир таков и человек является составной частью такого Мира, он должен относиться к нему, строить свое поведение и деятельность именно таким образом, а не иначе, в интересах Мира, а значит и в своих собственных интересах.)
Мировоззрение – это своеобразная программа жизнедеятельности человека, которая программирует его на определенный образ жизни. Это – определенный код поведения, который человек сам вырабатывает для себя и добровольно принимает его (либо осознано, либо на веру).
Роль мировоззрения в жизни общества очень велика, так как различные типы мировоззрений в конечном счете приводят к совершенно разным жизненным установкам и программе поведения, и деятельности.
Человек – самопрограммирующееся существо, и роль программы выполняет именно мировоззрение. Поэтому от того, какую мировоззренческую программу он выберет, зависит все остальное (как причина и следствие).
Почему же в нашем обществе сформировалось искаженное, деформированное, а по существу ложное мировоззрение, так называемое научно-материалистическое мировоззрение, благодаря которому наша цивилизация «успешно» движется технократическим путем к неизбежной катастрофе и гибели? (Именно это мировоззрение является доминирующим в обществе, хотя и не единственным.)
Свою претензию на формирование мировоззрения выдвигают такие сферы духовной деятельности как религия, наука и философия. В учебниках по философии обычно говорится о том, что они формируют религиозное, научное и философское мировоззрение.
Попытаемся разобраться, каких успехов удалось достичь на этом поприще каждому из этих трех направлений и какова доля вины религии, науки и философии в сложившейся кризисной ситуации?
РЕЛИГИЯ
Важнейшим социокультурным феноменом нашей цивилизации является религия (все религии в целом). Она предприняла серьезную попытку сформировать целостное мировоззрение. И в какой-то мере ей это удалось. Действительно, на протяжении многих веков религиозное мировоззрение являлось доминирующим (по крайней мере, начиная с оформления трех мировых религий), оно выполняло цементирующую, скрепляющую роль в процессе образования государств, несло главную этическую нагрузку. Все религии основывались на «подсказке свыше», и в этом плане они являются уникальным источником информации.
Однако религия обладает серьезными недостатками, естественными для своего времени, но все более неприемлемыми в современных условиях. Эти недостатки следующие.
1. Наиболее полно в религиозном мировоззрении раскрывается четвертый мировоззренческий вопрос («Как жить и почему?»). Религия выработала общечеловеческие ценности, веками служившие обществу точкой опоры, критерием нравственности, ориентиром поведения.
Но онтологическим проблемам, вопросам бытия Мира и человека в религиях уделяется очень мало внимания, эти вопросы рассматриваются вскользь, поверхностно, довольно туманно и неубедительно. («В целом Библия очень мало говорит о событиях, наступающих после смерти и о природе потустороннего мира») (Моуди Р.. Жизнь после жизни. – Москва-Рига: Синектика, 1991. С. 103.)
Ограниченность и даже примитивность решения религией первых трех вопросов по большому счету неизбежна, так как эта информация предназначалась для человека, жившего 2 тысячи лет назад. Более сложную информацию он не воспринял бы. Но для человека ХXI столетия требуется другой уровень подачи и обоснования знаний.
В религии хорошо разработанная этическая система опирается на недостаточно обоснованное, неубедительное решение онтологических проблем.
2. Слабая информационная насыщенность в религии компенсируется верой, верой в чудо, в сверхъестественное, в Бога. Логика, рассуждения, доказательства отходят далеко на второй план, уступая место некритическому принятию информации. Чем больше веры, тем лучше (до слепого фанатизма). А слепая вера приводит к полной покорности, подчинению и уничижению, формирует человека-раба, которым легко манипулировать и управлять.
В древности вера компенсировала отсутствие знаний. Но в настоящее время одной веры – недостаточно. В обществе накопился определенный объем знаний, игнорировать которые невозможно. Современному человеку требуетсядругой уровень –не слепая вера, а убежденность как вера в истинность знаний (убежденность, основанная на знаниях, логике, доказательствах).
Мировоззрение третьего тысячелетия должно основываться не на слепой вере, а на убежденности!
3. Все религии возникали как живое учение, живое знание, полученное свыше, абсолютно чуждое догматизму. Однако в дальнейшем происходила постепенная канонизация информации, «втискивание» ее в жесткие религиозные рамки, исключающие возможность последующих изменений и критики, обожествление носителей, источников религиозных знаний, фетишизация ритуалов. В результате религии постепенно превратились в канонизированные догмы, чуждые всему новому, а значит и научным знаниям. (Не случайно религия длительное время всячески препятствовала развитию науки, пыталась остановить научную мысль).
Религиозный консерватизм постепенно перерос в догматизм, а догматизм всегда отталкивает (прежде всего – молодое поколение).
4. Не очень приятным моментом в религии является запугивание всяческими «страшилками», нечистой силой, которую человек должен бояться. Запугивание порождает страх, отрицательные эмоции, еще большую несвободу. Становится непонятно, ради чего человек верит, ради веры в светлые силы или из страха перед темными силами? И религия этот страх всячески поддерживает, даже культивирует. Пророчества о неизбежности «Конца Света» порождают в душах людей чувство обреченности, безнадежности, фатализма, невозможности что-либо изменить (что теоретически неверно и вредно практически).
Запугивание, страх – инструменты подталкивания к вере. А ведь вера из-за страха не есть истинная вера.
5. Но наибольшие сомнения у современного человека вызывает тот факт, что каждая религия претендует на исключительность, пытается доказать, что только она абсолютно верна, только ее Бог подлинный и истинный, (получается, что все остальные религии ложные!?), и спасется, попадет в рай только тот, кто разделяет, исповедует данную религию.
6. Следствием такой претензии на исключительность и абсолютную истину является духовная, идеологическая борьба между различными религиями за сферы влияния, неприятие других конфессий. В такой ситуации разные религии не объединяют, а разъединяют людей, приводя к нетерпимости и межрелигиозным конфликтам.
Давно уже пора осознать, что Бог – один, а значит все религии говорят об одном и том же Боге, называя его разными именами (Брахман, Бог-Отец, Аллах…). И этот факт является прекрасным аргументом для сближения разных вероисповеданий.
Религии должны объединять людей, а не разъединять их!Патриархам, священнослужителям разных религий необходимо отбросить излишнюю амбициозность и догматизм, и способствовать духовному объединению человечества!
Таковы основные недостатки, в большей или меньшей степени присущие всем религиям.
Таким образом, несмотря на религиозную «раздробленность», религиозную систему взглядов можно назвать религиозным мировоззрением в силу того, что она по-своему дает ответ на четыре мировоззренческих вопроса.
1. Мир создан Богом.
2. Человек создан Богом, и имеет бессмертную душу.
3-4. Чтобы попасть в «Царство Небесное» после смерти, человек должен вести богоугодный образ жизни, соблюдать религиозные заповеди.
В данной мировоззренческой системе нравственное поведение человека по-своему обосновано и имеет значимую для него цель («Царство Божье»), выработаны общечеловеческие нравственные ценности (что является бесспорным достижением религиозного мировоззрения).
Однако в силу вышеизложенных недостатков – слабого решения трех онтологических вопросов, опоры на веру, а не на знания, религиозного догматизма и консерватизма, претензии на исключительность и абсолютную истинность, и вытекающую отсюда религиозную нетерпимость, конфронтационность и межконфессиональную разобщенность – религиозное мировоззрение так и не стало единым, универсальным и общепризнанным. Его разделяет в основном пожилое население. Молодежь, со школьной скамьи приученная к логическому мышлению, более тяготеет к так называемому научному взгляду на Мир (если более точно выразиться – сознание молодежи тщательно обрабатывается научным взглядом на Мир).
Таким образом, религия самостоятельно не смогла выработать мировоззрение, приемлемое для человека третьего тысячелетия.
Удалось ли сделать это науке?
НАУКА
Начиная со школьной скамьи, астрономия, физика, химия, биология и другие естественные науки, вместе взятые, вырабатывают у человека научный взгляд на Мир, пытаются сформировать так называемое научное мировоззрение.
Но может ли наука самостоятельно выработать целостное, системное, универсальное мировоззрение? Оказывается, тоже не может, по одной очень важной причине. Из четырех мировоззренческих вопросов наука пытается дать ответ (да и то пока поверхностный) на первые три: «Что есть Мир?», «Что есть человек?», «Как человек взаимодействует с Миром?», отвечая на них научно-материалистически. Она пытается исследовать объективную действительность, выполняя тем самым только познавательную функцию мировоззрения. Однако наука в принципе не занимается решением четвертого мировоззренческого вопроса («Как человек должен относиться к Миру и почему?»), она не вырабатывает ценностное отношение к Миру, в ее компетенцию не входит анализ этических проблем, вопросов нравственности. Это не ее прерогатива! (Этика – это не отдельная наука, это философская дисциплина, это – раздел философии, тесно связанный с другими ее разделами.)
Пытаясь познать Мир и человека в нем, наука в принципе не может самостоятельно сформировать системное мировоззрение, поскольку четвертый, ценностно-ориентационный вопрос у нее так и остается без решения (без ответа). Поэтому высказывание «существует научное мировоззрение» в принципе неверное. Существует «научный взгляд на мир», «научная картина мира», но не научное мировоззрение. Наука не самодостаточна в этом вопросе, она является лишь инструментом познания, и для формирования мировоззрения ей нужна помощь философии.
Можно было бы этим и ограничиться при анализе науки, но стоит высказать еще ряд существенных замечаний в ее адрес.
В современном обществе сформировался своеобразный культ науки. Технократическое общество абсолютизирует возможности науки, считает ее непогрешимой, единственно способной вести человечество по пути прогресса. Но так ли уж «безгрешна» наука, как это кажется на первый взгляд? Оказывается – нет, не «безгрешна». Современная академическая наука обладает рядом серьезных недостатков. Рассмотрим эти недостатки.
17 век считается эпохой Научной революции, эпохой становления экспериментально-математического естествознания. Четыре столетия – срок сравнительно небольшой по историческим меркам – таков возраст современной науки, находящейся на этапе взросления. Поэтому ей присущи определенные черты «юношеского» максимализма: слишком большая самоуверенность, категоричность, неприятие других мнений. (Она уже окрепла, но еще не стала мудрой.)
Первый недостаток – наука пока еще находится на довольно низком уровне развития, на уровне проверяемости, верификации (когда теоретические знания можно проверить, подтвердить опытом, экспериментом). Сфера таких подлинно-научных, проверенных знаний не так уж велика. («То, что мы знаем, так ничтожно по сравнению с тем, чего мы еще не знаем». П. Лаплас).
Все, что не подлежит экспериментальной проверке на данном этапе времени в силу недостаточного развития научных знаний и техники, дополняется так называемыми «научными теориями», которые по своей сути являются всего лишь гипотезами (гипотетическими предположениями, с помощью которых ученые пытаются дать более-менее правдоподобное, вероятностное объяснение существующих проблем). Эти гипотезы могут быть как истинными, так и ложными (полностью или частично). Как правило, они имеют слабые места, существенные недостатки, определенные неувязки с действительностью и т.д.
Здесь наука вторгается уже в околонаучную сферу, сферу версий, предположений, домыслов. Гипотезами ученые пытаются прикрыть пробелы в научных знаниях, которых довольно много. (Причем ничего плохого в этом нет, идет естественный процесс взросления науки, продвижения от «незнания» к «знанию».)
Эти гипотезы носят как узкий, локальный, так и общий, мировоззренческий характер. Гипотезами мировоззренческого характера являются:
1) «Теория относительности» А. Эйнштейна;
2) «Теория возникновения Вселенной в результате Большого Взрыва»;
3) «Теория возникновения Солнечной системы» Канта – Лапласа, дополненная и уточненная О. Шмидтом;
4) «Теория возникновения биологической жизни на Земле», разработанная А. Опариным, Б. Холдейном и другими;
5) «Эволюционная теория происхождения видов и возникновения человека» Ч. Дарвина.
Все эти мировоззренческие «теории» есть ни что иное, как недоказанные гипотезы, имеющие определенную степень правдоподобности, которые на данном этапе трудно проверить в силу неохватности объекта исследования или древности происхождения событий (а это значит, чтоони могут быть как истинными, так и ложными, полностью или частично).
Каждая из вышеперечисленных теорий может быть подвергнута серьезной критике, как и в целом вся «научная картина мира». Третья, четвертая и пятая теории будут подвергнуты критике в следующей главе данной книги. О первых двух теориях хотелось бы кратко высказаться сейчас.
«Теория относительности» А. Эйнштейна основывается на постулате о неизменности скорости света (300 000 км/сек. в вакууме), причем он был использован Эйнштейном бездоказательно (как аксиома). Данный постулат весьма сомнителен, так как он противоречит самой сущности релятивистской теории. Теория, в которой все признается относительным, основывается на абсолютной и неизменной величине (что уже само по себе является противоречием). Да и относительно какой неизменной и неподвижной точки может измеряться эта скорость, если во Вселенной нет абсолютно неподвижных тел, а все космические объекты движутся с огромными скоростями в разных направлениях. (Планета Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км в секунду. Солнце движется вокруг центра Галактики со скоростью 250 км/сек. Наша Галактика, как утверждают астрономы, несется в Космосе в направлении созвездия Гидры со скоростью 400 км/сек.) Относительно чего скорость света должна быть постоянной и неизменной?
Скорость света не постоянна, она может изменяться в различной среде и относительно различных объектов. Но это еще не все. Скорость света, вопреки второму постулату, все-таки зависит от скорости испускающего источника (что подтверждается красным смещением в спектрах галактик, а это значит, что эффект Допплера распространяется не только на звуковые волны, но и на свет), поэтому мировоззренческие выводы, следующие из данной теории, являются ложными, да и истинность самой теории (гипотезы) в целом вызывает большие сомнения… (Главный вывод Специальной теории относительности гласит, что «при скоростях, близких к скорости света, пространство сокращается, а время «течет» медленнее». Если признать, что скорость света не постоянна и может изменяться, то ни пространство, ни время изменяться от скорости света не будут!)
2. «Теория происхождения Вселенной в результате Большого Взрыва»основывается на красном смещении в спектрах галактик, которое (согласно тому же эффекту Допплера) астрономы ошибочно объяснили как удаление, «разлетание» галактик. Из чего был сделан ложный вывод о том, что мы живем в «расширяющейся» Вселенной. «Провернув» это гипотетическое «расширение» вспять, ученые предположили, что около двадцати миллиардов лет назад Вселенная находилась в состоянии сверхсжатого, сверхплотного протовещества, находящегося в очень малом объеме. Потом почему-то произошел взрыв этого протовещества, в результате которого возникли атомы, молекулы, а затем и галактики. В этом суть Теории Большого Взрыва.
Но скорость света все-таки изменяется, замедляется, проходя в Космосе через различные излучения, поля, газовые и пылевые туманности, поэтому красное смещение в спектрах галактик объясняется не удалением галактик, а постепенным уменьшением скорости света! И чем дальше галактика, тем больше замедляется скорость света при следовании его от галактики к Земле. Поэтому никакого удаления галактик не происходит, а значит, никакого Большого Взрыва не было!
(Неужели ни у кого из ученых не возникло мысли, что в результате хаотичного взрыва не могли самостоятельно образоваться звездно-планетные системы, миллиарды лет находящиеся в состоянии уникального по своей точности равновесия.
Почему никто из ученых не задумался над вопросом о том, что красное смещение в спектрах галактик доказывает ложность второго постулата Специальной теории относительности (о независимости скорости распространения света от движения инерциальной системы, испускающего источника)? Если бы этот постулат был бы верен, то никакого смещения в спектрах движущихся объектов (галактик) не было бы) (См.: Демин В. Н., Селезнев В. П. Мироздание постигая… – М.: Политиздат, 1989.)
Второй недостаток современной официальной науки – слишком большая самоуверенность и амбициозность.
Академическая наука очень часто выдает желаемое за действительное, преподносит вышеназванные гипотезы как общепризнанные научные теории. По крайней мере в таком непререкаемом виде они изучаются в школах и вузах. Более того, именно из этих теорий-гипотез (и теорий, объясняющих строение микромира) сформирована так называемая «научная картина мира», которая, по сути дела, является гипотетической картиной мира.
Современные ученые чересчур самоуверенно возомнили, что наука уже достигла высокого уровня развития, что основные мировоззренческие вопросы уже решены, что своеобразный каркас Мироздания («научная картина мира») уже сформирован. Осталось уточнение, детализация… А раз так, то нечего особенно сомневаться в гипотезах, их можно преподносить как доказанные истины. (А истины то оказываются дутые, «а король-то – голый»). И они преподносятся и вдалбливаются в сознание молодежи как истины в последней инстанции, превращаясь в своего рода новые религиозные догмы от науки, а наука все больше превращается в новую разновидность религии по силе догматизма.
На самом деле Мир далеко не таков, как это изображается в «научной картине мира», и в этом глубочайшее заблуждение современной науки.
Третий недостаток современной науки, являющийся логическим следствием второго – консерватизми авторитаризм. Все новое, нетрадиционное с большим трудом пробивает себе дорогу в традиционной науке. Признанные в академических кругах «старые» научные теории препятствуют возникновению и утверждению новых взглядов, более прогрессивных. Причем механизм признания истинности мировоззренческих гипотез довольно субъективен. Если данную гипотезу принимает и поддерживает основная масса академических, титулованных ученых, то такая гипотеза признается научной теорией (что само по себе еще не является бесспорным доказательством ее истинности).
Для истинного ученого факты всегда важнее теории. Если теория не может объяснить существующие факты, она должна быть отброшена как несостоятельная. Современная же наука поступает обратным образом – в целях сохранения сформированной «научной картины мира» отрицаются или, в лучшем случае, замалчиваются, не замечаются многочисленные факты, реально существующие, но необъяснимые с точки зрения этой «картины». Речь идет о тех многочисленных биоэнергетических, парапсихологических феноменах, которые в последнее время стали явными: сглаз, порча, экстрасенсорные способности человека, гипноз, биомагнетизм, телепатия, телекинез (перемещение предметов при помощи волевого усилия), ясновидение (предсказание судьбы) и многие другие. Эзотерические знания и феномены «всплыли на поверхность», стали общедоступными, но современная академическая наука действует по принципу страуса (голову в песок) – по прежнему ничего не замечает и делает вид, что ничего не изменилось. (Речь идет не об отдельных ученых-энтузиастах, которые в одиночку пытаются исследовать эти феномены, а об академических ученых, почивающих на лаврах умозрительно созданной и поддерживаемой ими «научной картины мира».)
Эзотерические (тайные) знания, доступные ранее только посвященным, стали явными, но они не замечаются и не признаются академической наукой, обремененной догматизмом и консерватизмом. В силу этого возникла парадоксальная ситуация: наука – сама по себе, эзотерика – сама по себе. Каждая идет своим путем, и они (пути) и не думают пересекаться. Возникли два типа истин: научные и эзотерические истины, между которыми существует явное, вопиющее противоречие. Это противоречие нужно разрешить, преодолеть, находя «золотую середину», и чем быстрее – тем лучше.
Наука подошла к черте, которую она не хочет или боится переступить. Мировоззренческий и методологический потенциал устаревшей «научной картины мира» в основном исчерпан; новым, биоэнергетическим (информационно-энергетическим) феноменам в ней нет места, они – необъяснимы с точки зрения этой «картины мира», поэтому официальной науке ничего не остается, как не замечать их.
Но так долго продолжаться не может. Современная наука находится на пороге величайшей научной революции, может быть самой грандиозной в истории науки, когда будетизменена сама научная парадигма изучения Мира: от явления к сущности, от физических процессов к духовным, от анализа к синтезу, от поверхностных следствий к глубинной первопричине.
Ранее наука изучала Мир преимущественно на физическом, вещественно-полевом уровне (причем исследовались только физические разновидности поля: внутриядерное, электромагнитное, гравитационное), не вторгаясь в сферу психических, информационно-энергетических процессов (ими занималась эзотерика, парапсихология).
Грядущая Новая научная революция должна заключаться в установлении тесного взаимодействия, сотрудничества, союза, синтеза науки и эзотерики, в переходе от физического уровня исследования процессов и явлений к информационно-энергетическому!
Этот союз, синтез, с одной стороны, придаст науке «второе дыхание», откроет новые перспективы исследований, выведет ее на качественно новый уровень, докажет гибкость и универсальность науки; с другой стороны, благодаря авторитету и признанию науки, эзотерические знания наконец-то сбросят с себя ореол таинственности, недоверия и мистицизма и займут достойное место в духовной культуре общества. В этом союзе нуждаются и наука, и эзотерика, он обогатит их обоих и все общество.
Но чтобы это произошло, науке необходимо отбросить излишнюю гордыню и претензию на исключительность (что только наука способна постичь истину), признать наличие информационно-энергетических явлений и процессов, а также заслуги эзотерики в постижении этих феноменов, и совместно приступить к их изучению и объяснению. В результате этих исследований и обогащения эзотерическими знаниями «научную картину мира» придется серьезно изменить и дополнить. Причем корректировка будет настолько существенной, что во многом это будет уже иная – научно-эзотерическая картина Мира.
ФИЛОСОФИЯ
Таким образом, наука тоже не выработала и в принципе не могла самостоятельно выработать целостное, системное мировоззрение.
Удалось ли это сделать философии?
У философии, пожалуй, был наиболее реальный шанс сформировать единое, универсальное, общепризнанное, системное мировоззрение, поскольку именно в этом, по большому счету, и заключается ее предназначение. (Главная задача философии (по мнению автора) заключается в разработке и пропаганде наиболее близкого к истине мировоззрения.) Философия, как и религия, обладает системообразующим принципом, но, в отличие от религии, она сильна логикой рассуждений, как и наука.
С сожалением приходится констатировать, что философия тоже не справилась со своей главной задачей. Философия не смогла выработать единое универсальное мировоззрение хотя бы потому, что ей так и не удалось сформировать единую, универсальную, общепризнанную философскую систему, приемлемую для современного общества, для человека ХXIстолетия.
Дело в том, что нет абстрактной, «безликой» философии, философии вообще, а существуют конкретные философские системы – Платона, Аристотеля, Спинозы, Гегеля, Маркса и т. д., органически целостные, монолитные и неповторимые.
«До сих пор мы говорили о философии таким образом, что читатель мог подумать, будто последняя есть нечто единое и целостное, каковыми являются, например, физика или биология. На самом деле, в отличие от всех других изучаемых дисциплин, философия всегда выступает как множество систем, течений, школ, направлений и т.п. При этом одни философские течения могут быть близки между собой по своему содержанию и по своим исходным принципам, другие – находиться в непримиримой конфронтации. И такая картина наблюдается на протяжении всей истории философии, включая и современную эпоху. Но в таком случае возникает один весьма важный вопрос: какую же философскую систему мы должны изучать в качестве дисциплины? Читатель, возможно, будет удивлен, если мы скажем, что удовлетворительного ответа на этот вопрос нет. Поэтому во многих учебниках по философии этот вопрос просто обходится». (Лазарев Ф. В., Трифонова М. К. Философия. – Симферополь: СОНАТ. 1999. С. 11.)
Современное состояние философии можно сравнить «с известным выражением – «скандал в философии». Оно отражает широко распространенное мнение относительно специфики эволюции философского знания: каждое новое учение, направление, школа начинает все с начала, среди крупнейших мыслителей нет единства взглядов ни по одному сколь-нибудь значительному вопросу. Поэтому пересмотр накопленного предшественниками фонда смыслов и истин, расхождение позиций и взглядов по самым коренным проблемам бытия человека в мире многими воспринимается как перманентный скандал, ведущий не к росту знания, а к поляризации взаимоисключающих школ и направлений». (Лазарев Ф. В., Трифонова М. К. Там же. С. 77.)
В начале третьего тысячелетия приходится констатировать, что философам более чем за два с половиной тысячелетия не удалось сформировать единую универсальную философскую систему, не удалось выработать единое философское мировоззрение! «…философы самокритично должны признать, что не только изменить, но и объяснить мир они не смогли». («Интервью с академиком И. Т. Фроловым. // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 8.)
Значит, следуетговоритьо кризисе современной философии!
(Продолжение темы здесь: смотри Вторую главу)
http://gennadiy-makuha.mylivepage.ru/wiki/1131_%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5/271_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 ________________________________________________________
Выше представлен отрывок из моей книги "Мировоззрение космического всеединства - мировоззрение человека третьего тысячелетия"
С содержанием книги можно ознакомиться на сайтах:
http://gennadiy-makuha.mylivepage.ru/ http://svitk.ru/004_book_book/4b/863_makuha-mirovozzrenie.php Скачать:
http://www.e-puzzle.ru/list.php?c=a-m http://www.e-puzzle.ru/page.php?id=1228 Заказать:
http://bookcrimea.com/ucheb.htm