По мнению С. Дацюка, «…из широко распространенных религий единственной концепцией в корне меняющей отношение к реальности является
буддизм. Его отличия существенным образом вытекают из самого основания буддизма.
Вера западных религий, верификация науки и верность буддизма – основные метки осознания реальности …
Буддизм не отрицает верификацию, он считает ее неважной, незначимой. Буддизм не отрицает веру как способ постижения знания, но считает ее возможности ограниченными.
Буддизм терпим к любой вере, любому убеждению, он считает их просто предварительной подготовкой, подступом к знанию. Существует даже упражнение в практике буддистов – сомневаться в реальности Будды.
Главное для буддизма вера в учение, или еще точнее, верность учению Будды, но не самому Будде ....
Дхарма (учение-текст) едина и не зависит от подготовленности ученика-буддиста … текст столь же несет знание, как и учитель, то есть не учит, но лишь указывает путь для научения, … само
научение – предельно индивидуализовано в медитации.
Буддизм ставит вопрос о нереальности реального и о реальности нереального. Буддизм впервые ставит
вопрос о достижении нереального в специальной технологии – "медитации". Медитация есть не просто погружение в веруемое, но
принципиальное изменение сознания, которое должно научиться пользовать не метафорами повседневности для веры и не верификацией с реальным, но
обретенным опытом реальности нереального, которое становится более реальным, нежели посюстороння реальность.
Нирвана … есть просто достижение иной реальности безотносительно к миру реального чувства или чувству реального. Поэтому описание Нирваны через отсылку к чувственному содержанию некорректно.
Нирвана – эпизодический прорыв за пределы Кармы, за пределы времени. Причинно-временные определения не годятся для Нирваны. Нирвана не есть ничто, поэтому не сходна с самоубийством.
Нирвана есть иная реальность, а не утрата реальности вообще. Нирвана не может быть определена, но лишь интенционально указана, то есть ее содержание феноменологично, а не рефлексивно …
Будда сделал по отношению к индуизму при все внешнем сходстве принципиальное иное, нежели Христос по отношению к иудаизму. Внешнее сходство – спасение, освобождение от страданий – осуществлено принципиально иным образом. Христианское спасение есть заслужить прощения ценой рефлексивного выбора правильных (именно по этическим правилам, заповедям) поступков своей жизни …
Учение Будды, наоборот, – феноменологично …
В действительности же –
сами души не в состоянии проникнуть за пределы своей реальности, потому что иную реальность воспринимают смутно, неясно, неявно. Их никто не останавливает, они сами дальше не способны пойти. Их сознание низвергается в физический мир к феноменологически привычной для них физической плотности и явности. Обретение явности иной реальности связано с трудностью продвижения духа …
Трудность продвижения духа есть трудность обретения развитой феноменологии сознания без рефлексивного опыта.
Зададимся вопросом,
почему же "просветленные" снова возвращаются в мир в последующем воплощении, если они обрели свет. Очевидно они
обрели нечто одностороннее, а именно феноменологическую способность проникновения в нереальное, но отнюдь не умение работать с ним, не умение совладать с этим иным, нереальным. Такое умение совладать с нереальным может дать лишь опыт рефлексии, западный опыт науки. Подлинное продвижение к свету поэтому есть не просто научение феноменологическому опыту проникновения в иное,
но и рефлексивному постижению данной посюсторонней реальности как опыту для последующего после проникновения в иное рефлексивному постижению потусторонней реальности.
Вот почему в буддизме требуется не сразу переходить к "медитациям", но приобрести опыт греховной жизни … не просто греховная жизнь, но именно рефлексивный опыт …
Проникнуть в иную реальность – перестать думать, умерить рефлексию. Западный человек задается вопросом:
зачем мне это без рефлексии? В то время как восточный человек ставит вопрос:
а зачем мне рефлексия? Нужна ли рефлексия в этой иной реальности, и если да, то как ее туда протащить? – вот та постановка вопроса, общая и для Запада, и для Востока»
[Дацюк С. Феноменология буддизма //
http://www.uis.kiev.ua/russian/win/~_xyz/fenomen.html].